Прокопенко Татьяна Алексеевна - учитель - логопед высшей категории
КТО ТАКОЙ ЛОГОПЕД?
Терпение и творчество, упорство и победа —
Вот главные этапы в работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити должны заговорить,
И от тебя зависит — быть им или не быть.
Душа болит за каждого, всем хочется помочь.
Не раз вопрос «Что делать?» преследовал всю ночь.
Идёшь порою с сумками, а язычок «грибком»,
Или «лошадкой» цокает, иль губы «хоботком».
Вдруг затрещишь моторчиком раз несколько подряд
И ловишь настороженный идущий мимо взгляд.
Так день за днём — то вниз, то вверх летает язычок.
Работать так настойчиво из вас не каждый б смог.
И...появились звуки вдруг, появятся и слоги,
А там уже слова пойдут по правильной дороге.
При самой первой встрече мы часто слышим: «Датте»,
А на прощанье чёткое: «Здоровья вам и счастья!».
И я без ложной скромности признаться не стыжусь,
Что я своей профессией действительно горжусь!
Пальчиковые игры и упражнения
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.
В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.
Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому – потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Далее приведены упражнения, выполняя которые дети получат удовольствие и пользу.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ - КАК СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.а) «Кто самый внимательный?» (услышав заданный звук, подать сигнал – хлопнуть в ладоши, нарисовать кружок на листе бумаги, «закрасить коврик» - поставить фишку определенного цвета в соответствующий квадрат.) Сигналы могут быть самые разнообразные.
б) Логопед произносит звуки, ребенок, услышав заданный звук, повторяет его (произносит изолированный звук. На остальные звуки – молчит.)
2. «Поймай рыбку» или «Рыболов». Поймав на удочку с магнитом картинку, определить, есть ли в этом слове заданный звук.
3. «Пограничники» При обнаружении «нарушителя границы» - заданный звук – подать сигнал.
4. «Магазин игрушек»
а) По сюжетной картинке назвать игрушки с определенными звуками.
б) Купить в магазине можно только игрушки с определенным звуком.
5. «Закрой окна занавесками» (Закрыть «окошки» в домике разноцветными прямоугольниками. В окошках - картинки с оппозиционными звуками. Если в окошке – картинка с глухим звуком – оно закрывается коричневой «занавеской», если со звонким – желтой.)
6. «Звенит - жужжит» Называются слова со звуками «з» и «ж». Если услышат звук «з» - говорят «звенит», если «ж» - «жужжит». Или показывают соответствующую картинку – комарика, жука.
7. «Пограничники» (Слова со звуками «с» и «ш». Если услышат звук «с» - подают сигнал тревоги – хлопают в ладоши над головой. Если «ш» - «прячутся в кусты»- приседают.)
8. а) «Кому что подарили?»
Сане – предметы со звуком «с» в названии.
Шуре – со звуком «ш»
б) Какие игрушки повесил на елку Слава, а какие Шура? (Слава вешает игрушки со звуком «С» в названии, Шура – со звуком «Ш»)
9. «Кино» Кусок картона с прорезанным окошком. В окошке показывается картинка с определенным звуком. Дети подают сигнал.
10. «Наоборот» Педагог произносит слог или звук, ребенок произносит слог или звук с оппозиционным звуком (с-ш).
11. «Звуковые часы» Стрелочкой определенного цвета показать на картинки с заданным звуком.
12. Разложи картинки на 2 стопочки – со звуками с – с’, с - з, и т.д.
13. Ребенок говорит начало слова, логопед – конец. Начало слова одинаковое – са. Затем ребенок говорит все слово:
са-хар,
са-молет,
са-поги.
Так же – наоборот. Логопед начинает слово, логопед заканчивает.
14. Назови первый звук.
15. Назови последний звук.
16. «Телеграф» Отстукивание слова по слогам.