Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МДОУ Новоспасский детский сад №5


Суббота, 04.05.2024, 02:51

Читайте детям добрые сказки.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом.Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, - говорится в словаре С.И. Ожегова.

Детские сказки – необходимый элемент воспитания ребенка, они доступным языком рассказывает ему о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Сказка, вошедшая с давних времен в жизнь человека, является своеобразной историей и сокровищницей народной мудрости, а также универсальным средством передачи тех представлений об окружающем мире и самом человеке, которые складывались у людей в каждую историческую эпоху. Общеизвестно, что самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку. Однако, по сведениям ученых, уже в XI веке сказки входили в репертуар древнерусских профессиональных артистов-плясунов, песенников, рассказчиков и скоморохов, являясь сценарной основой их репертуара.

Обращаясь к семантике слова "сказка", мы видим, что она раскрывает ее смысловую сущность: сказка рассказывает о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, рассказывает о том, во что трудно поверить. В ней обязательно есть и фантастика, и неправдоподобность: звери говорят человеческим голосом, исполняют желания своих героев. Кто сегодня поверит тому, что из тучи вместо дождя падают блины или тому, что обыкновенные на первый взгляд предметы оказываются волшебными, т.е. способными производить удивительные действия.

Сказка бывает: фольклорная - то есть сказка, написанная народом и многие столетия передававшаяся из уст в уста и литературная сказка - ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. Так Э. В. Померанцева подразделяет фольклорные сказки:

  1. сказки о животных;
  2. волшебные сказки;
  3. авантюрно-новеллистические сказки;
  4. бытовые сказки.

В то время как В. Я. Пропп делит сказки на:

  1. волшебные сказки;
  2. кумулятивные сказки;
  3. сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
  4. бытовые или новеллистические сказки;
  5. небылицы;
  6. докучные сказки.

В сказочном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между сказочными жанрами.

Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов.

Подготовила: воспитатель Рамазанова Н.А.

 

 

Ценность нравственных качеств.

Это собрание является очень актуальным и важным в воспитании нравственной культуры подрастающего поколения. Вопросы формирования  нравственной культуры школьников, особенно подростков, нельзя отдавать только на откуп школе. Эту проблему необходимо решать совместно с семьей. Педагоги сколь угодно долго могут говорить, что люди должны жить в мире и дружбе, но реальная действительность диктует совсем другое. Наблюдая за событиями, происходящими в социуме, слушая и принимая установки собственной семьи, ребенок приучается врать, утаивать свою точку зрения, приспосабливается к ситуации.

Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинства личности.

Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. В нашей  стране есть немало семей, где нравственное здоровье, уважение и забота друг о друге становятся главным жизненным ориентиром для растущего человека. В таких семьях обычно не ведутся дискуссии о нравственности. Здесь все определяет простая истина: безнравственно, когда человек не работает или плохо работает. Безнравственно говорить одно, думать другое, делать третье или вообще ничего не делать…

Родительский пример – великая сила в формировании  нравственности у детей и подростков. Недаром народная мудрость гласит: «Во всем поступайте так, как вы хотите, чтобы поступали  ваши дети». Но эта сила возрастает, когда пример семьи сочетается со специальными усилиями родителей, направленными на глубокое усвоение детьми общественного значения нравственных норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим нормам.

 Не правы родители, которые полагают, что их задача – формировать у ребенка лишь простые нравственные понятия, такие, как доброта, честность, правдивость, такт, а забота о его развитии как активного члена общества – дело школы или государства. Они не учитывают того, что воспитание честности, доброты, совести неотделимо от формирования гражданских качеств личности.

Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях. О самом себе. Овладевая этим знанием. Ребенок опирается на мнения и суждения родителей, на их авторитет. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках; самим не допускать просчетов в анализе происходящего. Это особое родительское чутье должно усиливаться по мере взросления ребенка. А вместе с ним – и воспитательское мастерство родителей: умение убеждать, направлять сына или дочь на справедливый моральный выбор. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных  открытиях. Фразой: «Подумай, что было бы, если бы…» - желательно начинать каждый разговор с ребенком.

Но любые, даже самые проникновенные слова могут оставаться только словами, если не будут подкрепляться делом  и взрослых и детей. Воспитание нравственное, точно так же, как трудовое, эстетическое, требует постоянных практических усилий, настойчивости в достижении намеченного, иначе импульсы доброты, желания помочь людям, уже вспыхнувшие в сознании, могут затухать. Многие негативные черты в облике современной молодёжи – результат того, что растущий человек редко включался в разрешение нравственных коллизий, ограждался от всего противоречивого, негативного.

Известно, что сочувствие, сострадание, готовность приходить на помощь, утверждать новое вырабатываются не  в спокойном, чисто интеллектуальном усвоении моральных правил, а в борьбе со злом, за утверждение передового и справедливого. Вот почему нет ничего важнее такой организации жизни ребенка, при которой он на практике ощутит значимость и необходимость моральных требований. Самостоятельно откроет их для себя и реализует во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Это выдвигает на первый план практическую деятельность детей, и прежде всего труд, приносящий общественную пользу. При духовном контакте и взаимной поддержке членов семьи домашний труд превращается в мощное средство нравственного воспитания.

Задача задач – растить человека, отличающегося ясно видимой для него общественной целью, готового ради нее действовать. Как бы ни были основательны убеждения человека, они обретают силу лишь претворяясь в поступок. Здесь важен личный пример воспитателей, ибо личность формируется только под воздействием личности. Самый действенный и яркий пример для детей – родители. От семьи в огромной степени зависит нравственный облик будущего гражданина. Ведь  следование убеждениям – не врожденное качество, оно вырабатывается воспитанием. Любое малодушие родителей, малейшая фальшь в их отношениях с людьми, нечистоплотность в мыслях или поступках непременно находят отражение в поведении детей. Человек, не воспитанный в родном доме на любви к труду, преданности долгу, честности, не подготовлен к борьбе с жизненными трудностями. Не случайно наши предки руководствовались правилом: люди сильны правдой своих отцов. Вот почему нравственное воспитание – задача не только государства и школы, но и обязанность родителей.

Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье

Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».

Будет нравственное воспитание — ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт при мер с родителей... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания».

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

      Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс  добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.

Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия:

семья — ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.

Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.

Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравствен ном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Дом для ребёнка — школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи». Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей — и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А что бы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребенок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребенком эмоций и чувств в собственном доме?

Для взрослых людей чувства являются источником вдохновения, интереса к окружающему миру и людям, задор и радость в работе, в общении с людьми.

Ни для кого не секрет, что именно чувства способны подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному труду, проявлению мужества, воли, героизма и бесстрашия. Родителям важно помнить о том, что их искренние чувства по отношению к детям могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием, нотациями, бранью. Родители должны сдавать экзамен не только на умение накормить, одеть и обуть собственного ребенка, но и на умение сказать ласковое слово, смотреть добрыми глазами на ребенка, проявить сердечность, ласку, сочувствие, искренность.

Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребенка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако чаще всего это оборачивается большими проблемами. Необдуманная, нарочитая строгость приводит к лукавству ребенка, притворству и отчуждению.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.

«Настоящим человеком становится только тот, — писал В.А. Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благо родные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным результатам.

Подготовила: воспитатель Гурьянова Т.В.

 

 

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz